Апрель 2019
Мошенничество в сфере страхования
Компания SVA предоставляет услуги юриста по страховым спорам. Наши юристы решают страховые вопросы любой сложности!
Мошенничество в сфере страхования

Всевозможные противоправные действия, направленные на овладение денежными средствами за счет или в пользу коммерческой организации, осуществляющей страхование, следует рассматривать как страховое мошенничество. На сегодняшний день сфера страхования достаточно широко распространена, что влияет на существенное расширение преступлений мошеннического характера. Потерпевшими могут быть, как страхующее, так и застрахованное лицо.

В статье 159.5 Уголовного Кодекса Российской Федерации содержится понятие преступлений, относимых к страховой сфере. К таким преступлениям относятся мошеннические действия, направленные на похищение денежных средств у участников страховых правоотношений, то есть у страхователя или страховщика.

Мошенничество в сфере страхования может наказываться несколькими способами — от штрафа с максимальной суммой выплаты до 1 миллиона рублей (может быть как самостоятельным наказанием, так и назначенным в качестве дополнительного к лишению свободы) до непосредственного лишения свободы на срок не более 10 лет.

Конкретный вид и размер наказания установит суд при изучении всех имеющихся материалов по делу.

Какие бывают виды мошенничества

Для страховщика характерны следующие виды мошенничества:

  • назначение фиктивных страховых выплат (если таковые предусмотрены договором страхования) по реально существующим полисам. В этом случае выплата по реальному страховому случаю может не состояться, так как страховая компания может отказать в ней ввиду того, что одно возмещение ущерба уже было. В ходе такой мошеннической схемы страдают интересы не только страховой компании от деятельности ее недобросовестного сотрудника, но и страхователя, чей полис использовался для реализации мошеннической схемы;
  • навязывание дополнительных услуг в скрытом варианте с увеличением суммы страхового вознаграждения (осуществляется также скрытым способом, то есть клиент не информируется). В настоящее время такой вид мошенничества чаще всего используется в сфере автострахования;
  • заключение «липовых» страховых договоров, направленных на получение страховых возмещений по несуществующим страховым случаям. Ущерб наносится страховой компании со стороны её сотрудников;
  • перепродажа клиентских баз заинтересованным лицам или конкурентам.
  • ввод заведомо ложных данных в специальные программы расчета сумм выплат и предварительно вносимого страхового вознаграждения. Выполнение такой схемы может осуществляться двумя способами — против страховой компании, когда соучастником становится страхователь (он предоставляет заведомо ложные сведения) или против страхователя, когда последний предоставляет верные сведения, но в базу вносятся искаженные, что ухудшает положение страхователя.

Мошеннические действия со стороны страхователя:

  • предоставление фиктивной информации о наступлении страхового случая
  • предоставление страховщику заведомо ложных сведений, которые ставят целью получить как можно больше денежных средств в качестве компенсации от страховой компании;

Порядок противодействия

Если жертвой мошенников является страхователь, то порядок защиты ущемлённых интересов является стандартным для дел о мошенничестве: проведение проверки по факту мошеннических действий проводится сотрудниками полиции в течение 30 дней с момента подачи заявления потерпевшим в органы полиции по месту жительства.

Если потерпевшей стороной стала страховая компания, порядок действий меняется и выглядит следующим образом:

  • служба безопасности страховой компании проводит проверку по факту выявленных действий, которые могут быть расценены как мошеннические. При проведении проверки происходит сбор доказательств, которые в дальнейшем могут быть представлены в суде потерпевшей стороной, то есть представителем страховщика;
  • по итогам проверки подаётся заявление в полицию по месту юридической регистрации головного подразделения или регионального филиала либо по месту территориального филиала, в котором был обнаружен факт мошенничества. Рассмотрение заявления проводится в течение 30 дней, в рамках которых осуществляется также и проверка всех предоставленных доказательств;
  • в случае, если содержание заявления подтверждается, производится возбуждение уголовного дела по соответствующей статье и его непосредственное уголовное расследование с последующей его передачей в суд.

Компания SVA предоставляет услуги юриста по страховым спорам. Записывайтесь на консультацию. Наши юристы решают страховые вопросы любой сложности!

Возврат к списку

Перезвоните мне