Можно ли включить в реестр требований к подрядчику требование о передаче квартиры, если у него не было прав на земельный участок и объект строительства?
По итогам рассмотрения одного из недавних споров Верховный суд (ВС) дал ответ на этот вопрос.
В деле о банкротстве «Строй-Центра» № А45-27225/2016 Верховный суд оценил очередную «схему» по продаже квартиры. Максимов пытается включиться в реестр требований о передаче квартир с предварительным договором на двухкомнатную квартиру в Новосибирске стоимостью 2,2 млн руб. Данная сделка оплачена не была. Этим же днем Максимов заключил еще один договор цессии, по которому согласился оплатить долг «Строй-Центра» перед поставщиком на ту же самую сумму и получил к застройщику денежные права требования.
Апелляция с кассацией по этой причине отказались включать требования в «квартирный» реестр и включили в денежный. К словам Максимова они не прислушались к тому, что застройщик заключил много договоров и таким образом финансировал строительство (привлекал деньги дольщиков).
Максимов пожаловался в Верховный суд. По мнению заявителя, для целей включения требования о передаче квартиры в реестр требований несостоятельного должника достаточно установить факт заключения им сделок, связанных с привлечением денежных средств граждан для строительства квартир — независимо от того как оформлены эти сделки. Максимов указывает — суды апелляционной инстанции и округа проигнорировали действительную волю участников спорных отношений, а само по себе отсутствие у должника прав на земельный участок и объект строительства не является основанием для отказа в признании обоснованным требования гражданина о передаче имущества в натуре.
Экономколлегия ВС прислушалась к доводам заявителя, отменила решения апелляции и кассации и признала законной позицию первой инстанции, тем самым признав: при таких обстоятельствах можно включить требования о передаче квартиры в реестр.