Для того чтобы избавиться от общества с ограниченной ответственностью по закону необходимо пройти процедуру ликвидации. Но основным преимуществом ООО является то, что с ним можно совершать сделки как с объектом недвижимости. То есть, оно может быть продано юридическому или физическому лицу.
Преимуществом такой сделки является то, что владельцу не нужно производить ликвидацию ООО, а получить определенную сумму за продажу.
Для покупателя выгода тоже очевидна по сравнению с регистрацией ООО с нуля: не нужно оформлять большое количество документов, подбирать юридический адрес, придумывать название и проходить определённые процедуры при регистрации. Помимо этого, благодаря сложившемуся бизнесу, можно на раннем этапе получать прибыль.
Порядок продажи фирмы ООО
Сначала принимается решение о продаже доли или долей участниками ООО. Если у предприятия один учредитель, он принимает «Решение единственного учредителя»; несколько учредителей – после их собрания оформляется «Протокол общего собрания».
Если вам затруднительно самостоятельно разобраться в данном вопросе, компания SVA оказывает помощь при продаже ООО. Берем на себя подготовку всех необходимых документов и правовую поддержку сделки купли-продажи.
Если вы решили произвести продажу ООО самостоятельно, то дальнейшие действия должны быть следующие:
- Оценка стоимости компании
- Выбрать способ продажи ООО
- Покупатель входит в общество как новый участник с увеличением УК.
- Единственный учредитель выходит из ООО и отчуждает свою долю в пользу общества.
- Доля вышедшего участника полностью распределяется в пользу вошедшего участника.
- Покупатель входит в общество как новый участник, увеличивая УК.
- Все участники выходят из общества и отчуждают свои доли в пользу общества.
- Доля вышедших участников полностью распределяется в пользу вошедшего участника.
- Подготовка документов для продажи
- Подача документов
- При нотариальном заверении сделки подача и получение документов вменены в обязанности нотариуса. Поэтому далее можно перейти к разделу «уведомление банков и контрагентов» п.6.
- При продаже общества через вход участника подача пакета документов возлагается на ген. директора.
- Подаёте «комплект 1» в течение месяца с момента внесения дополнительного вклада третьим лицом.
- Получаете документы через 5 рабочих дней из налоговой.
- Подаёте «комплект 2» о выходе участника.
- Получаете документы через 5 рабочих дней из налоговой.
- Генеральный директор лично приносит документы в налоговую. Также это может сделать его представитель с соответствующей нотариально заверенной доверенностью. Такой способ является самым надёжным. Если налоговый работник сочтёт, что все документы оформлены правильно и количество их соответствует требованиям, то он их примет с выдачей расписки, которую необходимо проверить на правильность заполнения.
- Если вы являетесь владельцем квалифицированной ЭЦП (цифровой подписи), то подготовленный пакет документов можно отправить в электронном виде на сайт ИФНС. Нотариус, обладающий такой подписью, также может это осуществить за отдельную плату.
- Можно обратиться к услугам Почты России, выслав пакет документов заказным письмом с описью вложений. Но такой вариант доставки является очень продолжительный по времени.
- Получение документов
- лист внесения изменений в ЕГРЮЛ;
- заверенный оригинал нового устава ООО (при регистрации по Р13001).
- Уведомление банков и контрагентов
После определения с кандидатурой покупателя и решения с ним всех финансовых вопросов, владелец ООО производит оценку своего предприятия. Оценщики из соответствующей фирмы проведут анализ микроэкономических показателей имеющегося имущества в распоряжении ООО, показателей данного региона, персонала организации в количественном и качественном исчислении, клиентской базы, изучат бренд ООО, а также рассчитают прошлые и спрогнозируют будущие доходы.
Для этого оценщикам необходимо предоставить следующую информацию: последний баланс предприятия, ведомости ОС, отчёт о прибылях и убытках, расшифровка задолженности (кредиторской и дебиторской), информация о нематериальных активах, запасах, векселях, финансовых вложениях и пр.
Затем владельцу будет представлена рыночная стоимость продаваемой им организации.
Но это возможно, если у предприятия отсутствуют долги. В случае если они есть, то оценщики проведут анализ структуры имеющегося долга и сопоставят его со стоимостью предприятия, для расчёта которой понадобятся вышеприведенные документы.
Для продажи ООО выбирается один из двух имеющихся способов.
Вхождение покупателя в состав учредителей ООО.
Дальнейший алгоритм действий будет зависеть от количества учредителей данного общества.
Один учредитель
Два и более учредителей
Такой вариант, по сути, не может быть отнесен к сделкам, поэтому не нуждается в нотариальном заверении. Для его осуществления необходимо принять решение об увеличении УК на основании заявления (заявлений) третьих лиц об их принятии и внесении дополнительного вклада в данное общество (при условии, что это не запрещено действующим уставом общества и оплачены все доли в УК). В заявлениях нужно указать размер, порядок и состав вклада, сроки его внесения и размер желаемой третьим лицом доли в УК.
При данном варианте продажи ООО не нужно получать от супруга согласия на вход и выход из состава участников ООО. Ввиду того, что нет необходимости оформлять договор о купле-продаже ООО, не потребуется внушительный список документов для нотариального заверения. Помимо этого, при отчуждении доли не нужно уплачивать налоги (кроме обязательных).
Несмотря на относительно небольшие финансовые затраты и простоту исполнения, в таком варианте существуют определенные минусы. Например, время проведения двух его этапов (входа нового участника и выхода старых) может составить от 1 месяца, также некоторое время может занять оформление и подача документов.
Продажа ООО через нотариальное оформление этой сделки.
Данный способ не предусматривает смену учредительных документов, поэтому является менее длительным. Но придется нести дополнительные расходы на сбор комплекта юридических документов и нотариуса.
Подбор пакета документов для вышеприведенных способов должен быть индивидуальным. Далее, отдельно для каждого способа рассмотрим необходимые документы.
После сбора всей необходимой документации, ее следует подать в налоговые органы. Выбираете подходящий способ подачи:
Существует следующий порядок подачи документов:
Подача документов осуществляется одним из приведенных ниже способов:
Вне зависимости от способа продажи, после подачи каждого из пакетов документов, по прошествии 5 рабочих дней в налоговой инспекции следует забрать:
Бывает, что нет возможности получить из налоговой готовые документы. в таком случае она отправляет пакет документов на адрес, который укажет заявитель при подаче комплекта документов (каждого).
После получения документов из налоговой инспекции нужно уведомить банк об изменениях в составе участников и размере УК общества.
Сразу же по получении документов из налоговой инспекции необходимо уведомить банк об изменениях в составе участников и размере УК общества.
Во избежание возможных ошибок, Вы всегда можете обратиться за помощью в подготовке необходимого пакета документов в нашу юридическую компанию SVA.