Апрель 2019
Продажа ООО
Продажа ООО

Для того чтобы избавиться от общества с ограниченной ответственностью по закону необходимо пройти процедуру ликвидации. Но основным преимуществом ООО является то, что с ним можно совершать сделки как с объектом недвижимости. То есть, оно может быть продано юридическому или физическому лицу.

Преимуществом такой сделки является то, что владельцу не нужно производить ликвидацию ООО, а получить определенную сумму за продажу.

Для покупателя выгода тоже очевидна по сравнению с регистрацией ООО с нуля: не нужно оформлять большое количество документов, подбирать юридический адрес, придумывать название и проходить определённые процедуры при регистрации. Помимо этого, благодаря сложившемуся бизнесу,  можно на раннем этапе получать прибыль.


Порядок продажи фирмы ООО

Сначала принимается решение о продаже доли или долей участниками ООО. Если у предприятия  один учредитель, он принимает «Решение единственного учредителя»; несколько учредителей – после их собрания оформляется «Протокол общего собрания».

Если вам затруднительно самостоятельно разобраться в данном вопросе, компания SVA оказывает помощь при продаже ООО. Берем на себя подготовку всех необходимых документов и правовую поддержку сделки купли-продажи.

Если вы решили произвести продажу ООО самостоятельно, то дальнейшие действия должны быть следующие:


1. Оценка стоимости компании

После определения с кандидатурой покупателя и решения с ним всех финансовых вопросов, владелец ООО производит оценку своего предприятия. Оценщики из соответствующей фирмы проведут анализ микроэкономических показателей имеющегося имущества в распоряжении ООО, показателей данного региона, персонала организации в количественном и качественном исчислении, клиентской базы, изучат бренд ООО, а также рассчитают прошлые и спрогнозируют будущие доходы. Для этого оценщикам необходимо предоставить следующую информацию: последний баланс предприятия, ведомости ОС, отчёт о прибылях и убытках, расшифровка задолженности (кредиторской и дебиторской), информация о нематериальных активах, запасах, векселях, финансовых вложениях и пр.

Затем владельцу будет представлена рыночная стоимость продаваемой им организации.

Но это возможно, если у предприятия отсутствуют долги. В случае если они есть, то оценщики проведут анализ структуры имеющегося долга и сопоставят его со стоимостью предприятия, для расчёта которой понадобятся вышеприведенные документы.


2. Выбрать способ продажи ООО

Для продажи ООО выбирается один из двух имеющихся способов.

Вхождение покупателя в состав учредителей ООО.  

Дальнейший алгоритм действий будет зависеть от количества учредителей данного общества.

Один учредитель

  • Покупатель входит в общество как новый участник с увеличением УК.
  • Единственный учредитель выходит из ООО и отчуждает свою долю в пользу общества.
  • Доля вышедшего участника полностью распределяется в пользу вошедшего участника.

Два и более учредителей

  • Покупатель входит в общество как новый участник, увеличивая УК.
  • Все участники выходят из общества и отчуждают свои доли в пользу общества.
  • Доля вышедших участников полностью распределяется в пользу вошедшего участника.

Такой вариант, по сути, не может быть отнесен к сделкам, поэтому не нуждается в нотариальном заверении. Для его осуществления необходимо принять решение об увеличении УК на основании заявления (заявлений) третьих лиц об их принятии и внесении дополнительного вклада в данное общество (при условии, что это не запрещено действующим уставом общества и оплачены все доли в УК). В заявлениях нужно указать размер, порядок и состав вклада, сроки его внесения и размер желаемой третьим лицом доли в УК.

При данном варианте продажи ООО не нужно получать от супруга согласия на вход и выход из состава участников ООО. Ввиду того, что нет необходимости оформлять договор о купле-продаже ООО, не потребуется внушительный список документов для нотариального заверения. Помимо этого, при отчуждении доли не нужно уплачивать налоги (кроме обязательных).

Несмотря на относительно небольшие финансовые затраты и простоту исполнения, в таком варианте существуют определенные минусы. Например, время проведения двух его этапов (входа нового участника и выхода старых) может составить от 1 месяца, также некоторое время может занять оформление и подача документов.

Продажа ООО через нотариальное оформление этой сделки.

Данный способ не предусматривает смену учредительных документов, поэтому является менее длительным. Но придется нести дополнительные расходы на сбор комплекта юридических документов и нотариуса.


3. Подготовка документов для продажи

Подбор пакета документов для вышеприведенных способов должен быть индивидуальным. Далее, отдельно для каждого способа рассмотрим необходимые документы.


4. Подача документов

После сбора всей необходимой документации, ее следует подать в налоговые органы. Выбираете подходящий способ подачи:

  • При нотариальном заверении сделки подача и получение документов вменены в обязанности нотариуса. Поэтому далее можно перейти к разделу «уведомление банков и контрагентов» п.6.
  • При продаже общества через вход участника подача пакета документов возлагается на ген. директора.

Существует следующий порядок подачи документов:

1.    Подаёте «комплект 1» в течение месяца с момента внесения дополнительного вклада третьим лицом.

2.    Получаете документы через 5 рабочих дней из налоговой.

3.    Подаёте «комплект 2» о выходе участника.

4.    Получаете документы через 5 рабочих дней из налоговой.

 

Подача документов осуществляется одним из приведенных ниже способов:

  • Генеральный директор лично приносит документы в налоговую. Также это может сделать его представитель с соответствующей нотариально заверенной доверенностью. Такой способ является самым надёжным. Если налоговый работник сочтёт, что все документы оформлены правильно и количество их соответствует требованиям, то он их примет с выдачей расписки, которую необходимо проверить на правильность заполнения.
  • Если вы являетесь владельцем квалифицированной ЭЦП (цифровой подписи), то подготовленный пакет документов можно отправить в электронном виде на сайт ИФНС. Нотариус, обладающий такой подписью, также может это осуществить за отдельную плату.
  • Можно обратиться к услугам Почты России, выслав пакет документов заказным письмом с описью вложений. Но такой вариант доставки является очень продолжительный по времени.

   

5. Получение документов

Вне зависимости от способа продажи, после подачи каждого из пакетов документов, по прошествии 5 рабочих дней в налоговой инспекции следует забрать:

  • лист внесения изменений в ЕГРЮЛ;
  • заверенный оригинал нового устава ООО (при регистрации по Р13001).

Бывает, что нет возможности получить из налоговой готовые документы. в таком случае она отправляет пакет документов на адрес, который укажет заявитель при подаче комплекта документов (каждого).


6. Уведомление банков и контрагентов

После получения документов из налоговой инспекции нужно уведомить банк об изменениях в составе участников и размере УК общества.

Сразу же по получении документов из налоговой инспекции необходимо уведомить банк об изменениях в составе участников и размере УК общества.

Во избежание возможных ошибок, Вы всегда можете обратиться за помощью в подготовке необходимого пакета документов в нашу юридическую компанию SVA.


Перезвоните мне