Апрель 2019
Замена товара ненадлежащего качества
Юридическая компания "SVA" оказывает помощь в замене бракованного товара в Москве, Одинцово и городах Московской области. Команда грамотных специалистов с индивидуальным подходом к каждому клиенту.
Замена товара ненадлежащего качества

Если покупка оказалась бракованной, по закону ее можно поменять. В нашей статье мы расскажем о том, как правильно это сделать.

Любой покупатель может заменить свою покупку, если в ней обнаружен производственный брак. Осуществить это можно только в пределах гарантии или срока годности (для продуктов).

Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества. В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении. При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.

Условия обмена

Правило возврата действует для любых покупок, за исключением технически сложных (автомобилей, компьютеров, телевизоров и пр.). Для таких товаров предусмотрен специальный порядок замены:

  • в первые 15 дней с момента покупки основанием для замены считается любой (даже самый незначительный) недостаток;
  • после 15 дней обменять такой товар можно, если дефект существенный (неустранимый или требующий несоразмерных его стоимости затрат на исправление).

Покупку, которую испортил сам покупатель обменять нельзя. Если продавец сомневается в причинах брака, он вправе проверить его, пригласив покупателя. Решение по заявлению о замене принимается по результатам проверки.

Есть еще один нюанс. Например, покупатель захотел заменить бракованный товар, а его уже нет у продавца (причем по не зависящим от него причинам), либо этот товар вообще сняли с производства. Здесь пригодится приказ МАП РФ, который разъяснил, что обязанность замены в таких обстоятельствах с продавца снимается.

Покупателю остается просто потребовать свои деньги назад либо попросить отремонтировать его по гарантии. Можно еще запросить скидку.

Как происходит замена товара ненадлежащего качества

Чтобы поменять брак, покупатель может выбрать, куда ему обратиться:

  • к продавцу;
  • к изготовителю.

Если же в замене товара продавец/изготовитель отказали, нужно обращаться в суд. Также покупатель есть право пожаловаться на нарушение своих прав в Роспотребнадзор.

Перед тем, как заявить о замене бракованной покупки, нужно подготовить следующие документы:

  • сам договор о продаже (если есть), гарантийный талон, чек или квитанция на оплату, акт доставки товара и т.п. (можно в виде копий, оригинал лучше никому в руки не давать). Если у вас отсутствует чек, обращаться за заменой тоже можно, а факт покупки придется доказывать любыми возможными способами (показания свидетелей, видеозаписи с камер наблюдения или регистратора).
  • можно сделать экспертизу, чтобы выяснить причину брака. Акт такой экспертизы передается в магазин (тоже лучше в копии).
  • заявление (претензия) о замене покупки на качественную (пишется в двух экземплярах). В тексте этой претензии нужно указать данные сторон и четкое требование: обменять покупку на такую же или на похожую с перерасчетом стоимости. Иногда покупателю удается договориться о замене брака без всяких бумаг, полюбовно. Если это не удалось, письменная претензия обязательна!
  • паспорт.

Если продавец откажется заменить некачественный товар, необходимо будет написать исковое заявление.

Закон о правах потребителей сформулирован таким образом, чтобы защитить покупателя как более слабую сторону. Поэтому для продавца предусмотрена повышенная ответственность за необоснованный отказ на заявленную претензию. Применяется она обычно судом по иску покупателя, но продавец может согласиться на них добровольно.

Какие именно возможны меры ответственности продавца?

  • неустойка за нарушение срока замены в размере 1% от стоимости покупки за каждый день такой просрочки. Причем считается эта неустойка вплоть до того дня, когда замены будет фактически произведена.
  • возмещение убытков, которые покупатель понес из-за некачественной покупки. Их размер покупателю придется обосновать.
  • компенсация морального вреда. Покупатель может испытывать нравственные переживания и даже физические страдания, если бракованный товар причинил вред его здоровью. Размер такого вреда определяет сам пострадавший, но суд его может уменьшить до разумных пределов.
  • штраф за отказ добровольно обменять бракованный товар в сумме ½ от всех совокупных финансовых требований, заявленных в суде. Да, этот вид ответственности назначает только суд.

Продавцу выгоднее добровольно обменять брак, чем доводить дело до суда. Ведь в итоге финансовые последствия будут выше. Также за нарушение прав покупателя продавца может оштрафовать Роспотребнадзор.

Если вы не можете самостоятельно защитить свои интересы – наши специалисты проконсультируют вас.  

Юристы компании SVA помогут не только вернуть деньги за покупку, но и займутся вопросами штрафов и морального вреда.

Возврат к списку

Перезвоните мне